Байкал под опекой. Модернизация БАМа и Транссиба — ответственность РЖД

Программа модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей — это ещё и мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды.

Дан старт

На днях генеральный директор РЖД Олег Белозёров в режиме видеоконференции дал старт движению поездов на вновь построенном втором пути перегона Курьян — Тында и разъезде Гарбилка, расположенном на участке Лена — Таксимо Байкало-Амурской магистрали.

Оба объекта построены по программе модернизации БАМа и Транссиба с развитием пропускных и провозных способностей.

«Развитие железных дорог восточного полигона для РЖД — ключевая задача, — сказал Олег Белозёров. — Объекты, которые мы открываем сегодня, — лишь малая часть того, что будет введено в эксплуатацию на БАМе и Транссибе до конца текущего года. Это позволит обеспечить выполнение целевого параметра проекта: вывоза 124,9 млн тонн грузов в направлении Дальнего Востока».

На перегоне Курьян — Тында Дальневосточной железной дороги ввели в эксплуатацию новый второй путь длиной более 7 км. Он позволит обеспечить одновременное движение по соседним путям встречных составов и увеличит пропускную способность участка с 25 до 32 пар поездов.

Реконструкция перегона — часть масштабной модернизации Тындинского железнодорожного узла. В 2019 году на станции Тында запустили новую сортировочную горку и установили современные системы автоматики и связи. В 2020 году уложили дополнительный путь и провели техническое перевооружение систем управления движением. Планируется, что работы завершатся к концу 2021 года.

Новый разъезд Гарбилка на участке Лена — Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги включает в себя два главных и два приёмоотправочных пути вместимостью по 75 вагонов. Его ввод на однопутном участке обеспечит возможность обгона и встречного разъезда поездов, а также поспособствует увеличению пропускной способности участка Окунайский — Улькан на территории Иркутской области в два раза: с 18 до 36 пар грузовых поездов.

Реконструкция железнодорожного моста через реку Кованту в рамках строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали на перегоне Кутыкан — Кувыкта. Фото: РИА Новости/ Павел Львов

На Восточном полигоне

Развитие БАМа и Транссиба предусмотрено Комплексным планом модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года, который был утверждён Правительством РФ 30 сентября 2018 года. На восточном направлении планируется увеличение провозной способности в 1,5 раза: до 180 млн тонн в 2024 году и 210 млн тонн в 2025 году.

Параллельно работа над реконструкцией БАМа и Транссиба проходит и на Байкальской природной территории в Иркутской области и в Республике Бурятия.

По словам Олега Белозёрова, в рамках строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые требуются для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, на Байкальской природной территории запланированы 144 объекта, из них в стадии реализации — 34. На 53 объекта получены положительные заключения государственных экологической и технической экспертиз.

Зелёный стандарт

Работы около Байкала проходят под пристальным вниманием общественности и экологов, а контроль осуществляется на уровне правительственной комиссии под руководством вице-премьера Виктории Абрамченко. Совместно с Минприроды РЖД утвердили план мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории. Он предполагает создание информационно-аналитической платформы видеофиксации, сбора, обработки и анализа результатов экологического мониторинга и интеграцию этой платформы в единую систему экомониторинга для контроля при проведении работ в Байкальской экологической зоне.

«Бережное отношение к природе, — заявил глава РЖД, — является для нас главным приоритетом. Для железнодорожников дело чести – выйти здесь на абсолютно новый „зелёный“ стандарт при реализации проектов».

В числе включённых в документ мероприятий — очистка 361-километровой береговой линии Байкала на участках от посёлка Байкал до посёлка Таловка, снижение негативного воздействия на памятники природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский». Так, на въездах на их территории будут оборудованы площадки для сбора твёрдых бытовых отходов и установлены биотуалеты. Планируется также установить контейнеры для раздельного сбора мусора на десяти станциях и остановочных пунктах Кругобайкальской железной дороги и на реконструируемых станциях БАМа и Транссиба, расположенных на Байкальской природной территории.

Также в центральной экологической зоне озера запланирован перевод 14 пунктов обогрева путевых рабочих с отопительных печей на электроэнергию, что позволит снизить влияние на воздух. А для защиты водных ресурсов построят и модернизируют действующие очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод и оснастят стройплощадки пунктами мойки колёс.

По инициативе РЖД в план также вошли мероприятия по охране животного и растительного мира центральной экологической зоны Байкала. В их числе — восстановление 20 га лесных насаждений и привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры.

Реконструкция железнодорожного моста через реку Кованту в рамках строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали на перегоне Кутыкан-Кувыкта. Фото: РИА Новости/ Павел Львов

Не берём, а возвращаем

Защитой природы Байкала вместе с РЖД будут заниматься администрации Иркутской области и Республики Бурятия.

В меморандуме с Иркутской областью закреплены такие положения, как лесовосстановление, создание стационарных и передвижных автоматизированных постов регистрации загрязняющих веществ в воздухе, экологических паспортов на объекты строительства, и другие.

Завсектором, руководитель экологического образовательного центра Байкальского музея Иркутского научного центра Елена Кузеванова надеется, что задуманные меры воплотятся:

­«Я готовлю учебные пособия для школьников и понимаю, как сложно объяснить им, какие ошибки были допущены при освоении Байкала. Ведь на бумаге часто все было написано верно, но из-за отсутствия контроля результат получался не тот. Поэтому очень важно, чтобы сейчас те меры, которые предложены и прописаны в документах, были исполнены, чтобы за их реализацией был контроль. Условия для этого создаются: это и мониторинг, и привлечение общественности. Мы понимаем, что развитие транспортных сетей необходимо для такой огромной страны, как наша, нельзя отказаться от экономического развития, но при этом важно обязательно думать об окружающей среде».

По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, меморандум о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды включает большой перечень совместных работ.  Соглашение будет способствовать экономическому развитию республики и позволит решить ряд актуальных вопросов, среди которых — не только минимизация рисков от новых проектов, но и ликвидация уже накопленного ущерба.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта

Добавить комментарий