Monarch Air в законе

Брошюра Monarch Air Group 2009 года

Тогда это казалось просто идеальным решением. Но впоследствии Славин о нем пожалел.

Новые инвесторы вскоре пригласили своих знакомых поучаствовать в сделке. Вместе в течение трех лет они фактически взяли компанию под свой контроль. Как говорит Славин, он не стал принимать решения, которые «противоречили его стандартам». Поэтому в 2011 году он продал свою долю в компании — по его словам, «за гроши». Новые владельцы начали активно расширяться: открывать дополнительные офисы и подавать заявки на получение американских госконтрактов.

Славин утверждает, что тогда он не знал, что двое его инвесторов имели связи с российской организованной преступностью. «До меня не доходили сведения, что они участвовали в чем-то незаконном», — заявил он в письме OCCRP.

Анатолий Голубчик

На суде в 2013 году прокуроры обвинили бизнесменов в отмывании средств в интересах «высокопоставленных криминальных авторитетов». По словам нью-йоркских обвинителей, Тохтахунов, Тринчер и Голубчик вместе развернули незаконную «масштабную букмекерскую схему». По этой схеме, например, деньги из стран бывшего СССР через подставные кипрские компании поступали в США. Таким путем в страну попали как минимум 50 миллионов долларов. Всего преступной группе удалось отмыть более 100 миллионов. По версии прокуроров, часть этих денег прошла через Monarch и другую американскую авиакомпанию, владельцами которой были Голубчик и Тринчер, — Skyway International.

Клиентами «организации Тайванчика — Тринчера» были мультимиллионеры, миллиардеры и российские олигархи. Организация также проводила игры в покер с высокими ставками. К играм привлекались не только клиенты из России, но и известные американские актеры, например, Тоби Магуайр, Леонардо ДиКаприо и Мэтт Деймон.

Вадим Тринчер

Публичные записи показывают, что Голубчик и Тринчер покинули Monarch Air Group еще до того, как отправились в тюрьму в 2013 году. Директор Monarch Air Group по маркетингу и связям с общественностью Алина Гаврюшенко, заявила OCCRP, что компания не связана с Голубчиком и Тринчером с 2012 года.

«Как и во многих других стартапах, особенно в авиации, в компании с течением времени менялись и владельцы, и бизнес-модель», — сказала Гаврюшенко, подчеркнув, что «бизнес-процессы в компании проходят совершенно честно и прозрачно».

Имена Голубчика и Тринчера действительно появлялись в документах компании Monarch Air Group только до 2012 года, когда компания получила свой первый подряд от Минобороны США. На данный момент авиакомпания принадлежит сыну одного из их бизнес-партнеров — Дэвиду Гитману.

Самолет Monarch Air Group

С января по апрель 2016 года директор по операциям, главный пилот и директор по техобслуживанию уволились из Monarch Air Group. Один из пилотов авиакомпании анонимно сообщил OCCRP, что ключевые сотрудники ушли из-за того, что Monarch перестала им платить.

В 2018 году Федеральное управление гражданской авиации США отозвало у Monarch лицензию — в связи с отсутствием рабочего самолета и летного экипажа, который отвечал бы требованиям управления. Тем не менее, компании, которая теперь не эксплуатирует собственные самолеты, по-прежнему разрешено организовывать чартерные полеты других авиаперевозчиков, сертифицированных ведомством.

Услугами «обновленной» авиакомпании все также пользуются американские правительственные структуры. Анализ публично доступных документов показывает, что за последние восемь лет власти США выделили Monarch более 120 контрактов на общую сумму в шесть миллионов долларов.

Вертолет «Бурундайавиа» на сайте компании

В судебных записях говорится, что «Бурундайавиа» не расследовала инцидент, как того требовало международное, афганское и американское законодательства. И компания больше не получала американские госконтракты.

Несмотря на инцидент, согласно собственной отчетности, в 2013 году компания WAB International заработала на заказах от военных 70 миллионов долларов.

Тем не менее, инцидент внес разногласия между партнерами, которые закончились судебными тяжбами во Флориде. «Бурундайавиа» и еще одна компания, которая была зарегистрирована, чтобы обрабатывать платежи, успешно подали в суд на WAB в 2015 году за неуплату взносов на сумму около восьми миллионов долларов. В 2016-м власти выдали ордер на арест Боба Фридмана — за то, что он не оплатил штраф, его обвинили в неуважении к суду. Служба маршалов США, обеспечивающая контроль за исполнением судебных решений и приговоров, не смогла найти Фридмана. По данным судебных документов, сейчас он проживает в Израиле.

Благодаря судам во Флориде с участием WAB, удалось выяснить, что компанией «Бурундайавиа» владели трое олигархов из Казахстана — Патох Шодиев, Алиджан Ибрагимов и Александр Машкевич, известные на родине как «евразийская тройка» (по названию основанной ими Евразийской корпорации природных ресурсов). С 2011 по 2013 год в адрес их компании выдвигались обвинения в отмывании денег и коррупции.

Патох Шодиев, Алижан Ибрагимов и Александр Машкевич были сооснователями и совладельцами Евразийской корпорации природных ресурсов — Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). Британская Служба по борьбе с крупным мошенничеством расследовала деятельность ENRC с 2013 года и исследовала обвинения в том, что компания платила взятки, чтобы получить «значительные минеральные ресурсы» в Демократической Республике Конго. ENRC выступила с ответными обвинениями в суде и попыталась истребовать 93 миллиона долларов в качестве судебных издержек, утверждая, что собственный адвокат компании вступил в сговор со Службой по борьбе с крупным мошенничеством, чтобы сфабриковать дело.

В 2011 году, бельгийские прокуроры сняли уголовные обвинения против «тройки» в обмен на уплату ими штрафа, чтобы закрыть затянувшееся дело без признания ими вины. Трое бизнесменов обвинялись в отмывании около 55 миллионов долларов коммиссионных от бельгийской инженерной компании. Это дело предположительно подтолкнуло власти США и Швейцарии изучить соответствующие офшорные банковские счета, но никаких обвинений не было предъявлено.

Голубчик и Тринчер покинули Monarch Air Group до того, как компания получила первый госконтракт Минобороны США, а под суд попали через год после этого. Но к 2017 году об их уголовном деле — и его связи с авиакомпанией — было широко известно. Именно тогда Служба маршалов США дважды нанимала Monarch для перевозки людей, проходящих по программе защиты свидетелей.

Пробел в законе

Директор офиса Transparency International в США Гэри Калман говорит, что тот факт, что Monarch могла перевозить защищенных свидетелей, несмотря на сомнительное прошлое ее владельцев и бывших владельцев, показывает необходимость еще более тщательной проверки компаний, получающих госконтракты: «Здравый смысл подсказывает, что контракты должны быть как следует проверены, прежде чем присуждаться компаниям, в истории которых есть взаимодействие с криминальными элементами, — но закон не обязывает нас их проверять. Это существенный пробел в законе, и эта история — отличный пример того, насколько может быть опасно им пользоваться».

Служба маршалов США отказалась от комментариев, ссылаясь на то, что за допуск компании Monarch Air Group к контракту отвечала Администрация общих служб. Это ведомство занимается лизингом, управлением и другими профессиональными услугами для американских госагентств. На запрос OCCRP там не ответили.

Пресс-секретарь Monarch Air Group заявила, что компания прошла аудит как поставщик услуг в 2013 году и выиграла все свои контракты «прозрачно, через открытый конкурс».

Помимо правительства США, в числе клиентов Monarch Air Group оказались Всемирная продовольственная программа ООН и Министерство национальной обороны Канады. В апреле 2020-го в интервью изданию о туризме Travel Daily News Дэвид Гитман отмечал «прекрасную синергию» между Monarch Air Group и посольствами США, которые стремились вернуть домой своих граждан, застрявших в странах Латинской Америки из-за пандемии коронавируса. Компания участвовала в организации эвакуационных рейсов.

С 2008 года небольшая грузовая авиакомпания выросла из проблемного стартапа с единственным рейсом в глобального перевозчика с сотней госконтрактов. Бывший владелец Monarch Air Group Пол Славин, однако, не жалеет, что «не смог принять участия в ее расцвете». По его словам, он «устал переживать эту главу жизни, которую закрыл 10 лет назад».

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта

Добавить комментарий